Приветствую Вас Гость | RSS
Космопоиск-Брянск
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
 
Главная » Статьи » Мои статьи

Камень свинья
В дебрях Куйбышевского района скрывается загадочная культовая глыба.

Наш читатель из Бетлицы Алексей Ефимов недавно прислал заметку об удивительном камне, затерянном в глухом лесу неподалеку от райцентра. Эта небольшая статья была опубликована несколько лет назад в «Бетлицком вестнике». Автор ее, Николай Худяков, побывал у громадной гранитной глыбы и поведал много удивительного. Например, о том, что «по воспоминаниям старожилов окрестных поселков и деревень, в древности у этого камня - «требища для богов» происходили всевозможные языческие празднества и колдовства». Согласно автору, перечень их был необыкновенно обширным: это и «окликание родителей», и гадания «девиц и молодых замужних крестьянок», приходили и парни – «считалось, что, если приложиться к камню грудью, он принесет удачу и силу и избавит от тяжелых болезней». Упомянута была и «наглая чужеземщина», «заполняющая досуг наших детей техническими ухищрениями»…

Любознательный житель Бетлицы не только переслал вырезку, но и вызвался оказать содействие, если мы соберемся к камню. Хотя написанное в бетлицкой газете вызвало сомнения - слишком «универсальным» выступал камень. Весь мой опыт говорит, что у культовых камней, то есть служивших объектами поклонения, была, так сказать, «специализация»: одни «опахивали», чтобы вызвать дождь (конь-камень в Тульской области), другие ходили «слушать», дабы узнать о грядущем (синь-камень в Ярославской области и громовой камень в Кировском районе нашей области), третьи обещали счастливую супружескую жизнь (камень любви в Богородицке Тульской области)… Но побывать у камня и опросить старожилов стоило!

Сделать это оказалось не так просто – ближайшие деревни вымерли, в лучшем случае, превратились в дачные, коренные же жители, напротив, перебрались поближе к цивилизации. Но благодаря Ефимову по приезде мы познакомились с братьями Вячеславом и Валерием Бобылевыми, – знавшими о необычном камне еще с детства.

- Не знаю, откуда Худяков узнал про те обряды у камня, - горячится Вячеслав. - Ничего подобного мне ни отец, ни деревенские не рассказывали. Никто к нему грудью не прикладывался и родителей не окликал. Единственное, говорили, что разбойники награбленное возле него спрятали. Меха хоронили, золото, серебро, шкуры соболиные. Но особых подробностей не помню. А называли его «свинья». Или «камень-свинья». Видимо, потому что он на большую свинью похож. Но не только. Отец рассказывал, что возле камня когда-то стояли каторжане. В старые времена. То ли они и грабили… я не помню. И вот они сделали из камней тринадцать поросят и возле большого камня поставили. Получилось, как бы свинью сосут. А потом этих «поросят» крестьяне порастащили на всякие хозяйственные дела…

Валерий Бобылев с братом оказался не во всем согласен – рассказ про каменных свиней он запомнил иначе:

- Они все на большом камне были вырезаны, как гравировка. Невысоко от земли – кабан и двенадцать поросят. Я их сам видел. До революции еще вырезали их. С ладонь размером каждый. А сама свинья большая. Кусок камня с одним из них откололи даже и в деревню принесли. Сейчас, конечно, его уже не найти. А большой камень никуда не делся – в лесу лежит…

Ни собеседники, ни бетлицкий журналист значения этим «байкам» не придали, я же, услышав их, буквально впал в ступор. Дело в том, что аналогичные рассказы мы уже слышали.

«В Трошенском овраге, на красном песчанике, огромными пластами, выходящими на поверхность, высечены изображения кабана с восемью детенышами...» - писал еще в 70-х годах прошлого века козельский краевед С.Горичев.

В свое время мы пытались искать этот камень – безуспешно, однако беседы с местными жителями подтвердили, что все они о разрисованном камне – только число поросят в рассказах разнилось.

Козельчанка же В.Воронцова вспоминает, что в середине прошлого века бывала на знаменитом Чертовом городище и видела там удивительную композицию:

- На вершине большой вытянутый камень лежал, вроде как свинья, даже как бы с мордочкой, а к нему вплотную двенадцать маленьких. Получалось, будто поросята матку сосут.

Другие посетители Чертова городища подобную композицию не помнят (впрочем, сама Воронцова не уверена – видела «свинью» на нем или где-то рядом), но то, что про кабана с поросятами в окрестностях предания ходили – совершенно точно. Н.Косариков, старейший житель д.Гранки, подтвердил:

- Да, рассказывали еще наши родители, что где-то в лесу закопали разбойники волшебный клад – золотую свинью с двенадцатью золотыми поросятами!

И вот теперь аналогичные предания совсем в другом месте области – было отчего прийти в изумление! Всякому этнографу понятно, что просто так мотив этот, да еще в двух разных районах области, появиться не мог, как не могла просто так прийти в голову обитавшим там разбойникам, каторжанам, тем более обычным крестьянам идея высекать из камня (или на камне) таких прозаических зверей. Тут никуда не деться от предположения, что кабан с кабанятами был в дохристианскую эпоху чем-то вроде тотема, каким-то важным символом наших предков! Причем именно наших, калужских, о подобных преданиях в других местах мне слышать и читать не приходилось.

…Вячеслав охотно вызвался быть проводником. Хочу особо его поблагодарить – самостоятельно найти камень в густом лесу практически невозможно, тропы к нему нет. Заметной каменная свинья становится лишь с нескольких метров, и размеры ее действительно поражают – гранитная глыба почти два метра шириной, около четырех длиной, высотой почти в рост человека над землей (и еще неизвестно сколько под ней).

Наши провожатые почему-то делали акцент именно на размерах и просили сказать: правда ли, что камень с севера притащил ледник? Да, истинная правда. Но ничего удивительного в этом нет. Пески с мелкими кварцитовыми и гранитными камушками, что добывают на карьерах области, как и валуны в полях, это именно ледниковые отложения. Конечно, крупные камни, размерами более двух метров, встречаются редко и вполне заслуживают, чтобы их поставили на учет как геологические памятники, но все же их довольно много, и с точки зрения происхождения загадки они не представляют.

Другое дело, что некоторые выделяющиеся размерами камни предки вполне могли обожествлять. Культовые объекты могут помочь открыть неизвестные и удивительные страницы нашей истории! Особенно если действительно найдется камень с древними рисунками. Но пока еще не открыли. Эта тема лишь в начальной стадии изучения, а «писаный камень» у нас достоверно известен всего один – в Боровском районе, и то возраст его рисунков точно не установлен.

С первого же взгляда бетлицкий камень-свинья выглядит в этом отношении многообещающе: уже седловатая сверху форма наводит на мысль об искусственной обработке. Мало того, сверху же в перпендикулярных направлениях камень пересекают прямолинейные бороздки. Природного они происхождения или нанесены рукой человека, из-за растущего в них мха непонятно. Взобравшись на камень, я обнаружил нечто вовсе удивительное – три глухих отверстия диаметром около двух сантиметров. Они в точности аналогичны известным «дыркам» на камне Чертова городища. У изучавших его археологов с самого начала возникло мнение, что камень этот играл какую-то культовую роль. Однако «дырки» в камне Чертова городища пробиты в песчанике по следам окаменевших корней древних растений, так что приложил к их созданию руку человек или они образовались в силу естественного выветривания более мягкой породы, сказать нельзя. В случае же бетлицкого камня искусственное происхождение отверстий сомнению не подлежит – проделать такое в граните природа не способна.

Впрочем, по мнению провожатых, все просто – «камень сверлили потому, что хотели взорвать». Кто и зачем, собеседники не знали. Хотели добыть стройматериал? И если уж просверлили, почему бросили и не взорвали? Очень соблазнительно признать отверстия делом рук древних – подобные сверленые камни-«чашечники» археологам известны. Однако у этой версии есть серьезное «но»: слишком уж глубоки «дыры» для классических «чашек» - их глубина по крайней мере по 30 сантиметров.

А как же свинья с поросятами? Камень сильно оброс мхом, и сдирать его нам не хотелось – если делать это, то с благословения археологов и, что называется, под протокол. Да и работа предстоит немаленькая. Трудно сказать, когда откроет каменная свинья свои тайны и откроет ли вообще, по словам провожатых, после публикации в бетлицкой газете интерес к глыбе возник немалый. И если пикничники, оставляющие мусор и автографы, сюда пока не добрались (место для отдыха здесь вовсе не привлекательное, да и лезть через чащобу тяжело), то неизвестные личности с металлоискателями к Вячеславу приезжали. Сказали, что из музея. Долго ходили вокруг камня, ничего не нашли и остались весьма разочарованными…

По нашему мнению, главная тайна каменной свиньи все же спрятана не в земле, а в связанных с ней преданиях. Может быть, среди наших читателей найдутся выходцы из ближних деревень, помнящие дополнительные подробности про удивительный камень, знающие связанные с ним обычаи, а может, и видевшие каменных поросят своими глазами? С автором можно связаться по адресу ap40@mail.ru или позвонить в редакцию «Вести».
ТАЙНА КАМЕННОЙ СВИНЬИ

«...В Трошенском овраге, на красном песчанике, огромными пластами выходящими на поверхность, высечены изображения кабана с восемью детенышами...» Сообщение это сделал еще в 70-х годах прошлого века Козельский краевед С.А.Горичев – однако, как ни странно, особого внимания оно к себе не привлекло. Насколько я знаю, даже наши историки и археологи столь интригующую информацию проверить не удосужились – хотя, в общем-то, ничего невероятного и невозможного в существовании древних наскальных рисунков в Калужской области нет, более того – выбитые на камне изображения времен каменного века известны в соседней Тульской области.

Только в мае этого года «на общественных началах» экспедиция группы «Лабиринт» отправилась в Козельский район, в указанное краеведом место.

Первая же беседа с местными жителями (от некогда большой деревни осталось всего семь жилых домов) показала – о камне, на котором «нарисована свинья с поросятами» знают практически все. Все сходились на том, что поросят было двенадцать (здесь расхождение с покойным краеведом), что нарисованы они были в ряд – словно гуськом за большой свиньей, точно описывали нам и дорогу к камню с загадочными петроглифами... Но вот что странно: своими глазами рисунка никто из собеседников не видел, все только слышали о нем от «старых людей» - хотя некоторые и пытались увидеть «свинью с поросятами». Ну что ж – древние петроглифы даже опытному глазу «прочесть» часто сложно, все же выветриваются они за столетия и тысячелетия... Во всяком случае, шли мы к указанному камню с большой надеждой и оптимизмом.

Как бывает нередко – надежды не оправдались: хотя точно в указанном месте на берегу и склонах оврага камни имелись, причем один из них, выделявшийся большими размерами, судя по всему был именно «тот самый» - никаких рисунков на них мы обнаружить не смогли. Хотя искали тщательно: смотрели под разными углами, освещали камни боковой подсветкой, поливали водой...

Вернувшись в деревню, сообщили об «обломе» аборигенам. Один из них, старый лесник Д.М.Артемьев, задумался:

- Вообще-то там не мой участок, и ходил я в то место редко – однако, все же бывал там, но рисунок тоже найти никогда не мог. Я вот что думаю – а тот ли это камень? У нас в 50-х годах один мужик после демобилизации тола много с собой привез, все рыбу им глушил, и похвалялся, что взорвет тот камень с поросятами. Может, и правда взорвал?

Однако раз уж не получилось посмотреть на таинственное изображение кабаньего семейства своими глазами – то хоть послушать, что о нем говорят местные жители. Особенно нас интересовало – как предания объясняют происхождение рисунков, какие поверья с ними связывают. Снова увы: кроме факта существования петроглифов, аборигены не знали о них ничего. Лишь обитатель последнего дома Виктор Ч. оказался более информированным и внес в наш детектив новый неожиданный поворот:

- Да видел я этот рисунок лет двадцать назад. А что вас удивляет? Его здешний охотник выцарапал, сейчас он в деревне не живет, Левицкий его фамилия.

Итак, вопрос закрыт – не было в Козельском районе никаких рисунков каменного века, а в лучшем случае имелся, как говорят археологи, «новодел»? Как бы не так – точку ставить рано. И дело даже не в том, что Виктор, якобы видевший рисунки совсем недавно, не смог внятно их описать. Еще до последней экспедиции мы встречались с одним из козельских старожилов, С.Богдановым – по его словам, в Трошенский овраг он ходил вместе с покойным Горичевым в середине 50-х годов, и уже тогда рисунок был едва заметным:

- Сергей Александрович увидел там кабана с поросятами, а я как ни присматривался – ничего не нашел.

Самое же главное – о древней свинье с поросятами мы слышали и в других местах козельского района. Так, В.И.Воронцова вспоминает, что в середине прошлого века бывала на знаменитом Чертовом Городище – и видела там удивительную композицию:

- На вершине большой вытянутый камень лежал, вроде как свинья, даже как бы с мордочкой, а к нему вплотную двенадцать маленьких. Получалось, будто поросята матку сосут.

В то же время, и еще раньше, Чертово Городище посещал и Н.Н.Косариков, житель д. Гранки – однако никакой «каменной свиньи» он не видел. Зато кое-что интересное слышал:

- Да, рассказывали еще наши родители, что где-то в лесу закопали разбойники волшебный клад – золотую свинью с двенадцатью же золотыми поросятами!

Итак, несколько не знакомых и далеко друг от друга живущих сельчан рассказывают, пусть и по-разному, об одном и том же мотиве. Не могли же они не сговариваясь, придумать эту свинью с кабанятами?! Это было бы просто невероятно! Может быть, речь идет о некоем тотеме, сохранившимся с языческих времен? Существует же версия, что и название «Козельск» происходит от почитаемого здесь в древности священным животным козла...

Будем надеяться, что ответы на эти вопросы все же получить удастся. Более того – я прошу читателей помочь нам сделать это: если вы слышали предания о «свинье с поросятами», пусть даже и не в козельском районе, пусть даже вы их плохо помните, пусть даже вы сами вырезали на трошенском камне ее портрет – напишите или позвоните нам. Адрес: 248030 Калуга-30 а/я 613, E-mail: labirint@kaluga.net

Тел: (0842)51-90-34
Категория: Мои статьи | Добавил: vovaludoed (09.12.2014) | Автор: владимир чесалин
Просмотров: 1280 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
[ Форма входа ]
Логин:
Пароль:

[ Категории раздела ]
Мои статьи [30]

[ Статистика ]

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright by LordNViper © 2024